© 1993-2020 Гильдия кинорежиссеров России

  • 1
  • 2
  • 3

Садилова Лариса Игоревна

ДАТА РОЖДЕНИЯ

21.10.1963

/

Москва

ОБРАЗОВАНИЕ

Лариса Садилова начинала не с режиссуры. Выпускница актёрского факультета ВГИКа, она училась у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Первая экранная работа — роль гимназистки в картине С. А. Герасимова «Лев Толстой» (1984). Но именно благодаря Сергею Аполлинарьевичу Садилова увлеклась режиссурой.

В 1998 году Лариса Садилова дебютирует в качестве сценариста и постановщика чёрно-белого фильма «С днем рождения», сочетающего приёмы документального и игрового кино. Картина стала настоящим открытием года. Она была задумана как двадцатиминутная документальная лента, но в результате этот замысел стал основой полнометражной игровой картины.

Садилова рассказывает, что создавала свой первый фильм в течение двух лет практически без денег. «Я снимала так: найду две-три тысячи долларов у своих друзей — поеду, поснимаю, — рассказывала она в интервью радиостанции „Маяк“. — И я убедилась в том, что если есть идея, если есть сценарий, появятся деньги».

Фильм «С днём рождения» получил более двадцати наград в России и за рубежом. Среди них:

  • Гран-при конкурса дебютов «Кинотавр-98»

  • Гран-при МКФ в Кретее (Франция)

  • Приз Жоржа Садуля (Франция)

  • Приз ФИПРЕССИ МКФ в Мангейме (Германия)

  • Приз ФИПРЕССИ МКФ в Котбусе (Германия),

  • Приз за лучшую режиссуру МКФ «Евразия-98»

  • Главный приз «Хрустальное зеркало» минского Международного фестиваля женского кино-99.

Вторая картина Ларисы Садиловой «С любовью, Лиля» (2002) также стала международным фестивальным хитом. Кинокритик Андрей Плахов считает, что главный приз Роттердамского кинофестиваля, который завоевал этот фильм, подтверждает «что жизнь в провинциальных городах и на птицефабриках, куда почти не заглядывает камера московских кинематографистов, и где сняла свой фильм Садилова, интересует европейскую публику гораздо больше, чем оазис внутри Садового кольца».

Среди многочисленных премий, которых была удостоена картина «С любовью, Лиля»:

  • Приз «Тигр» за лучший фильм МКФ в Роттердаме-2003

  • Гран-при МКФ в Варшаве

  • Приз за лучшую женскую роль МКФ в Брюсселе

  • Приз за лучший сценарий и Приз жюри дистрибьюторов фестиваля «Киношок-2002»

  • Приз за лучшую режиссуру и Приз за лучшую женскую роль фестиваля «Московская премьера-2003».

В фильмах Ларисы Садиловой действие всегда происходит в российской глубинке. Фильм «С днём рождения» Садилова снимала в Кашире, «С любовью, Лиля» — в Орле, а «Требуется няня» — в Болхове Орловской области. Именно искренний интерес Садиловой к жизни людей за пределами Москвы и Питера заставил её стать одним из организаторов кинофестиваля «Российская провинция».

«Москва — это государство в государстве, российской жизни она ведь не отражает, — объясняет Садилова в интервью газете „Культура“. — Сама я родилась в Брянске, часто там бываю, там живут мои друзья. И некоторые мои исполнительницы оттуда. Перестройка, то, что произошло в Москве, шикарные бары, светская жизнь — все это практически не касается людей в провинции, которые как прежде жили, так и теперь живут… Жизнь, происходящая в Москве, наша тусовка — все это в принципе не волнует. Что интересного в казино, бандитах и проститутках? Большинство наших сограждан — нормальные люди, не имеющие отношения ко всему тому, что я только что перечислила».

Лариса Садилова предпочитает сама писать сценарии для своих фильмов. И ей нравится снимать талантливых, но не известных широкой публике актеров и даже непрофессионалов «без актёрского налёта». «Постепенно, думаю, кино вообще откажется от актеров, — говорит режиссёр. — Важен типаж — его поведение, его глаза».

Именно Лариса Садилова открыла для российского кино актрису Марину Зубанову, которая исполнила главную роль не только в фильме «С любовью, Лиля», но и в третьей полнометражной картине режиссёра — «Требуется няня».