ДАТА РОЖДЕНИЯ
06.01.1934
/
Москва
ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
Нина Иванова в кино впервые снялась в десять лет – в военной драме Виктора Эйсымонта «Жила-была девочка». Картина рассказывала о ленинградских девочках Насте и Кате, перенесших наравне со взрослыми страшную блокаду. Нина Иванова сыграла роль Насти, а ее партнершей стала пятилетняя Наташа Защипина, для которой этот фильм также стал дебютом.
Надо отметить, что Нина была очень ответственной девочкой. Она хорошо училась в школе, и родители переживали, что съемки в кино могут негативно отразиться на учебе. Однако после окончания съемок девочка благополучно вернулась к прежней жизни. Она окончила школу и совершенно не думала связывать свою дальнейшую судьбу с кино.
Нина поступила в медицинский институт, и кто знает, как бы сложилась ее жизнь, если бы не случай. Один знакомый студент ВГИКа предложил Нине сыграть в его дипломной короткометражке. Там-то ее случайно и увидел режиссер Марлен Хуциев. Девушка ему понравилась, и он пригласил ее в свою новую картину «Весна на Заречной улице».
Нине Ивановой в картине досталась главная роль - учительницы школы рабочей молодежи Татьяны Сергеевны. А молодого сталевара Сашу Савченко сыграл 25-летний Николай Рыбников.
Миронер и Хуциев создали по-настоящему живую и человечную картину. Поэтому не случайно, что она тут же полюбилась народом, а Нина Иванова и Николай Рыбников сразу же стали необыкновенно популярны. Восторженные поклонники со всей страны писали Нине письма, предлагая руку и сердце.
Еще один интересный момент. Дело в том, что у актрисы от природы были непослушные кудряшки. Так с завитком у виска она и снималась. Этот завиток восторженные поклонницы нарекли «локоном страсти». Многочисленные модницы конца 50-х старались сделать себе такую же прическу, накаляя на плите вилку и нещадно сжигая волосы.
Возможно, создать яркий и запоминающийся образ Татьяны Сергеевны помогла вспыхнувшая любовь между Ниной Ивановой и оператором Радомиром Василевским. Как бы то ни было, но создатели картины вспоминают, что «камера смотрела на нее влюбленными глазами».
Сразу же после завершения съемок Василевский и Иванова сыграли свадьбу и переехали жить в Одессу. «Мы с ними соседствовали на лестничной клетке, - вспоминает Вадим Костроменко, директор музея Одесской киностудии. - Однажды прихожу в гости: Нина, раскинув руки как птица, лежит на полу, а Радик очерчивает ее фигуру мелком. «Буду шить жене модную пижаму!» Помню, я даже завидовал их отношениям, в них была такая весенняя легкость. Интеллигентный Радик и улыбающаяся, солнечная Ниночка…»
Казалось бы, что после такого успеха актрисе была обеспечена замечательная карьера. Но всё сложилось иначе. Конечно, Нину Иванову не раз и потом приглашали в кино. Но все последующие роли все равно не дотягивали до той, звездной.
Вслед за «Весной на Заречной улице» Иванова снялась в трилогии известного украинского режиссера Тимофея Левчука - «Киевлянка» (1-й и 2-й фильмы) и «Наследники». В этих фильмах Нина сыграла символическую роль - девушки, родившейся в ночь на 7 ноября 1917 года и росшей вместе с новой властью. Но фильм не имел большого успеха.
Такая же судьба постигла и мелодраму Сергея Сплошнова «Любовью надо дорожить», вышедшей на экраны в 1960 году. Здесь Иванова сыграла главную роль девушки Тони, которую обвиняют в нечестном поступке, после чего она решает уехать на далекую стройку.
Затем последовали эпизоды в киноповести Василия Шукшина «Живет такой парень» (1964), комедиях Вениамина Дормана «Легкая жизнь» (1966) и Якова Сегеля «Серая болезнь» (1966). Снявшись в картине «Серая болезнь», Нина Иванова приняла решение оставить актерскую профессию. Последнее появление на экране в 1974 году в фильме "Ещё можно успеть" (рабочая завода).
К тому времени произошли перемены и в личной жизни актрисы. Нина Иванова развелась с мужем. В середине 60-х она вернулась в Москву и пыталась изменить жизнь. Она закончила режиссерские курсы и работала ассистентом режиссера на студии имени Горького. Сняла несколько сюжетов для "Ералаша", но режиссер из Ивановой не получился.
Нина Иванова проработала на Киностудии имени Горького до конца 80-х. Когда для кинематографа наступили трудные времена, она стала работать старшей медсестрой в больнице.
Так, некогда знаменитая на всю страну актриса исчезла из поля зрения. В 2001 году ее встретил тележурналист Роман Побединский: «Так вышло, что я делал цикл передач о забытых именах и чудом нашел ее адрес. Нина Иванова наотрез отказалась от съемки, от любой помощи, слышать не хотела об интервью. Мы встретились мельком, возле метро. Седоватая и скромно одетая женщина с незнакомым лицом подошла ко мне. Мы поговорили пять минут. Она живет с сестрой. Ее пенсия от актерской гильдии составляет всего рублей шестьсот. «Таких, как я, забытых артистов, очень много. И поэтому не надо выделять меня одну. Чем я знаменита?» - ее взгляд был такой печальный, зимний, январский. В нем ничего не осталось от прежней весенней Татьяны Сергеевны — ни-че-го, понимаете? Это было так больно, что я отвел глаза…»
Нина Георгиевна и по сей день живёт в доме на проспекте Мира неподалёку от ВДНХ. От встреч с журналистами она категорически отказывается.
Прославивший ее фильм Нина Георгиевна так ни разу и не посмотрела. Когда его ставят в программу, она просто выключает телевизор. И с актером Николаем Рыбниковым после съемок она не виделась…
ФИЛЬМОГРАФИЯ
РОЛИ В КИНО
1974
наладчица
(нет в титрах)
1966
Леночка
1964
Таня Савченко
на встрече выпускников, в девичестве Левченко
1964
Нина Прохорова
жена председателя колхоза
1963
Надя
1962
регистратор отдела ЗАГС
1961
Дрессировщики (короткометражный)
мама
1960
Тайна Димки Кармия | Таємниця Дімки Кармія
Ксеня Филипповна
1959
Катя Дорошевич — главная роль
1958-
1960
Галя Очеретько — главная роль
1958
1958
1960
мать Матвея
1956
Татьяна Сергеевна Левченко — главная роль
учительница русского языка и литературы
1955
Надя (короткометражный)
Надя — главная роль
1944
Настенька Пахомова — главная роль