top of page

Режиссер игрового кино

Никоненко Сергей Петрович

Никоненко Сергей Петрович
ДАТА РОЖДЕНИЯ

16.04.1941

/

Москва

ПОЧЕТНОЕ ЗВАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
ФИЛЬМОГРАФИЯ

Родился в Москве. Отец - Никоненко Петр Никанорович (1898 - 1979). Мать Никоненко Нина Михайловна (1913 - 1991). Супруга - Воронина-Никоненко Екатерина Алексеевна, актриса кино. Сын - Никоненко Никанор Сергеевич (1973г.рожд.).

Сергей Никоненко вырос не в артистической семье, но свой путь определил для самого себя рано, твердо и навсегда. Это произошло, когда Сереже было 13 лет, и с этого момента для него существовала только одна профессия - профессия актера, на овладение которой он бросил все свои юные силы: записался сразу в два кружка - драматический в московском Дворце пионеров и студию художественного слова. В кружках он нашел не только выход своей клокотавшей внутри энергии, не только удовлетворение жгучего желания играть, но прежде всего прекрасных педагогов, заложивших в характер подростка то, без чего он не состоялся бы ни как человек, ни как актер. Это был мир настоящей литературы, большой поэзии, мир искусства, где нравственности не учили, а просто были живым ее воплощением. Именно живым воплощением идеалов были Пушкин, Есенин и Маяковский, стихи которых Сережа заучивал наизусть. С.Никоненко окончил вечернюю школу и рано начал трудовой путь. Он работал кондуктором автобуса, затем почтальоном и мечтал поступить во ВГИК.

Видимо, что-то очень человечное, помимо таланта, сумел разглядеть в щуплом пареньке С.А.Герасимов, отбирая из сотен претендентов нескольких счастливчиков в свою вгиковскую мастерскую. Сегодня этот курс назвали бы курсом "звезд". Ж.Болотова, Н.Губенко, С.Никоненко, Ж.Прохоренко, Г.Польских, Л.Федосеева, Е.Жариков - такого "созвездия" знаменитостей на курсе С.Герасимова и Т.Макаровой не было, по их признанию, со времен "молодогвардейцев" - И.Макаровой, Н.Мордюковой, В.Тихонова.

В институте Сергей Никоненко переиграл почти весь классический репертуар, включая Гамлета. А для дипломного спектакля С.Герасимов предложил студентам "Карьеру Артуро Уи". Этот спектакль стал тогда явлением не только институтской хроники, но всей культурной жизни столицы благодаря прежде всего игре двух актеров - Николая Губенко и Сергея Никоненко.

Как сложившийся киноактер С.Никоненко впервые обратил на себя внимание в картине А.Азарова "Это случилось в милиции". Роль у него была хотя и маленькая, но, что называется, заметная. И эта ранняя работа стала, в сущности, началом его актерской биографии. Вся дальнейшая работа актера Никоненко подтвердила, что именно жизненность, достоверность есть его актерское кредо. И лучшим доказательством этого тезиса стала работа в картине С.Герасимова "Люди и звери". Здесь молодой актер сумел передать напряженную внутреннюю работу ума и души своего героя, смог донести почти физиологическую потребность в правде, гармонии и естественности окружающего мира.

В своем творчестве С.Никоненко удалось избежать опасности "заштамповаться" и приобрести амплуа весьма плакатного героя. Он доказал, что истинная характерность киноактера - во внутренней многотипажности, в большой амплитуде колебаний актерского обаяния - от "плюса" к "минусу".

Когда Никоненко попал на съемки к А.Митте в фильме "Звонят, откройте дверь!", он был уже признанным профессионалом. Однако не случись в его актерской судьбе роли пионервожатого Пети, то многого, наверное, не хватило бы в его творческой копилке, и, может быть, не доверил бы ему такую важную для режиссерской мысли роль редактора Реутова С.Герасимов в своем "Журналисте"? Предназначая роль Реутова специально для Никоненко, Герасимов уже в сценарии придал этому герою некоторые черты, привычки, манеры самого Сергея. Никоненко сыграл реальность. Реальность старой русской провинции, ее проблем. В них и с них все начинается. На таких вот городках все и держится. Точность актерского поведения породила удивительный результат - образ подлинного российского интеллигента.

Сергей Никоненко показал себя как актер уникальной органичности. Он обладает даром естественности в любой ситуации, в любом жанровом и стилевом решении фильма. Своим присутствием на экране актер всякий раз создает у зрителей ощущение: он рожден для своей роли. В фильме Сергея Урусевского "Пой песню, поэт" Никоненко сыграл роль Есенина, одного из своих литературных кумиров. И не вина актера, что фильм был признан критиками неудачным и фактически провалился в прокате. Актер работал над ролью великого поэта увлеченно, с удесятеренной энергией. "Этот год жизни не прошел для меня даром, - вспоминал впоследствии он. - Я работал не только как актер, но и как искусствовед, литературовед... я весь год стремился лишь к тому, чтобы овладеть по мере сил внутренним миром героя, прожить его жизнь, пусть мысленно".

С.П.Никоненко сыграл 130 ролей в кино, в том числе в фильмах "Люди и звери" (1962), "Война и мир" (1965-1967), "Крылья" (1966), "Звонят, откройте дверь" (1966), "Странные люди" (1969), "Красная площадь" (1970), "Освобождение" (1968-1971), "Белый взрыв" (1969), "Пой песню, поэт" (1971), "За облаками небо" (1973), "Земляки" (1974), "Трын-трава" (1976), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1976), " Расколотое небо" (1979), "Волны Черного моря" (1976), "Цыганское счастье" (1981), "Шестой" (1981), "Инспектор ГАИ" (1982), "Парад планет" (1984), "Если можешь, прости..." (1984), "Зимний вечер в Гаграх" (1985), "Завтра была война" (1987), "Елки-палки" (1988), "Красное вино победы" (1990), "Семьянин" (1991), "Брюнетка за 30 коп." (1991), "Хочу в Америку" (1992), "Хлеб - имя существительное", "Не хочу жениться" (1992), "Время танцора" (1996), "Дети понедельника" (1997), "Грешная любовь" (1997), "Китайский сервиз" (1999), "Классик" (1998), "Каменская" (2000).

Сыгранные Сергеем Никоненко роли, поставленные фильмы - это свидетельство его гражданской позиции. Это всегда не только интересные характеры, но и персонажи, ярко и четко социально окрашенные. Иногда они лишь оттеняют главных героев, но без них этот герой не станет самим собой, не оживет.

Волею судеб Сергей Никоненко принадлежит к тому поколению людей, которых сегодня зовут "шестидесятниками", и он разделил со своими ровесниками все надежды и разочарования своего времени. Времена менялись, и на рубеже 60-70-х годов на смену взлету творческих возможностей в литературе и кино пришел застой. Не оттого ли наиболее деятельные из поколения Никоненко сменили профессии, оставляя технические вузы, идя на эстраду, в литературу, кино? А актеры - в режиссуру. Именно в неустанном поиске вечного дела и состоит источник той внутренней энергии, которая заставляет Никоненко все время искать для себя новые пути. Когда не было хороших ролей, он много работал на эстраде, читал Пушкина, Есенина, Зощенко, Маяковского. Когда накопилось много собственных идей и окрепло решение, он вернулся во ВГИК, но уже на режиссерский факультет. Сегодня в режиссуре на его счету более десятка картин. "Птицы над городом", "Трын-трава", "Целуются зори", "Цыганское счастье", "Люблю. Жду. Лена.", "Корабль пришельцев", "Елки-палки", "Семьянин", "Брюнетка за 30 коп.", "Хочу вашего мужа", "Хочу в Америку", "Не хочу жениться".

Не все фильмы были благожелательно встречены критикой, не все удались, но некоторые режиссерские работы Никоненко вызвали интерес и завоевали признание.

Говорят, если человек талантлив, то он талантлив во всем. Сергей Никоненко - большой любитель живописи. В его богатой домашней библиотеке целое собрание книг по изобразительному искусству. При этом он не только наслаждается живописью созерцательно, но и сам пытается творить. И, судя по отзывам, у него это неплохо получается. Тот, кто видел портрет жены актера, написанный им по памяти в киноэкспедиции под Саратовом, не скрывает своего восхищения сочностью красок, яркостью созданного им образа.

С.Никоненко никогда не бывает в творческом простое. Если нет сценария, способного увлечь его как режиссера, он много и охотно снимается, не пренебрегая маленькими ролями. С особым чувством вгиковского братства снимается у будущих режиссеров в их дипломных работах.

С.Никоненко - Народный артист России (1991), лауреат премии Ленинского комсомола (1976), кавалер ордена Почета (1971), медали А.П.Довженко (1987), обладатель приза кинофестиваля "Созвездие" в Твери (1999) за лучшую главную мужскую роль в фильме "Классик", обладатель главного приза фестиваля в Оберхаузене (Германия) за лучшую дипломную режиссерскую работу - фильм "Петрухина фамилия". Является членом Союза кинематографистов с 1968 года. В 1994 году совместно со своей супругой Е.А.Ворониной создал Есенинский культурный центр.

Музыкальные пристрастия: С.В.Рахманинов, квартет "Битлз", классическая оперная музыка. Любимые литературные авторы: Л.Толстой, А.Пушкин, С.Есенин, В.Шукшин, В.Астафьев, Н.Рубцов. Любимые актеры: Н.Гриценко, Б.Бабочкин, М.Романов.

Живет и работает в Москве.

bottom of page