Вспоминая Марлена Хуциева

22 марта 2021

19 марта, в день памяти Марлена Хуциева, в Белом зале Дома кино прошел вечер, посвященный Мастеру и его первой мастерской. Когда-то давно Марлен Мартынович придумал и воплотил со своими студентами проект «Молодой человек XIX века». Ребята снимали короткометражки по русской классике. Зрители, пришедшие на вечер, смогли посмотреть – что из этого получилось.


Конечно, все было снято на «Свему», хранилось не в самых лучших условиях – подумаешь, курсовая работа, – поэтому качество цветопередачи, а в некоторых местах и звук – не самые лучшие. Но это потрясающее кино. Авторское, яркое, с удивительными находками как режиссерскими, так и операторскими – студенты-операторы мастерской Вадима Юсова тоже очень старались. Они все были молоды, дерзки, хотели сказать свое слово в кино, и это, безусловно, получилось.

Пять новелл с богатой литературной основой – Тургенев (две работы), Бунин, Горький, Тынянов, Помяловский (по которому вообще практически не снимали) – студенческим бюджетом и студентами же режиссерами, операторами, актерами. Впрочем, среди актерского состава есть и звезды – Талызина, Ханаева, Винник, Пороховщиков – работавшие из любви к искусству, к профессии. Такое частенько бывало тогда в студенческих фильмах, что известные и заслуженные актеры снимались за просто так, потому что им тоже было интересно работать с молодыми. А это было действительно интересно и зажигательно.


Картины интересны еще и тем, что это первый опыт ныне маститых режиссеров, операторов, актеров, первая работа, и за нее – не стыдно. Наоборот, такая проба пера, которая показала мастерство хорошего уровня. Впрочем, другого и быть не могло, ведь их Мастер – Хуциев.

Проект представил один из авторов вошедших в него фильмов, человек, собравший воедино все работы, режиссер Олег Шухер: «Я думаю, что Марлен Мартынович, если существует у него какая-то подзорная труба, он ее сейчас выдвинул и, усмехаясь в усы, наблюдает за нами и нас приветствует, – поделился режиссер, и зал встретил это аплодисментами. Олег Шухер отметил, что весна играет в жизни Марлена Хуциева важную роль. «Когда он приехал из Тбилиси, первое, что он увидел – съемки картины Григория Александрова «Весна». «Весна на Заречной улице» называлась его первая картина. Представляете, человек приехал из далекой Грузии и сразу попал на киносъемку», – поделился Шухер. И это в самом деле удивительно.


А потом к зрителям с экрана обратился сам Мастер. Это не была речь или лекция, всего лишь отрывок из фильма Петра Тодоровского «В День праздника». Старая картина 1978 года, где Хуциев играет жениха дочери героя с забавным именем Рамзес. Но вслушайтесь в стихи древнего мудреца Юсуфа Хас-Хаджиб Баласагуна, которые читает Рамзес:

Мы за добро всегда должны платить добром.

Коль это сделаешь своим законом,

ты никогда не будешь обделенным

Лишь человечность – признак человека.

Так было, есть и будет так от века


Удивительные слова, это словно завет Мастера ученикам и всем в зале, и именно они стали лейтмотивом вечера.


Очень теплые слова сказа о Хуциеве актер Владислав Ветров, сыгравший в последнем, пока так и не законченном фильме Хуциева «Невечерняя». «Вряд ли кто-то может гордиться таким опытом работы над киноролью – почти пятнадцать лет, – улыбнулся актер, в лицах рассказывая, как Марлен Мартынович уговаривал Галину Волчек отпустить Ветрова к нему в кино на роль Чехова. – Когда я уже немножко осмелел, то сказал Марлену Мартыновичу: я понял, что представляет из себя ваша работа. Это чуть-чуть быстрее, чем живопись. Ему понравилось, потому что на самом деле никто не знает, сколько нужно снимать фильм, чтобы он получился. После работы с Хуциевым мне не страшно браться ни за какую иную, сколь угодно сложную, потому что когда у тебя двадцать две смысловых и технических точки в одном проходе, и надо запомнить, где повернуться, где остановиться, где вздохнуть, где сменить темп – свет выставлен оператором точно, и нельзя ошибиться, иначе не будет того кадра, который задуман».


Фильм зрители смотрели, можно сказать, не дыша, а на финальных титрах зал взорвался аплодисментами. Потом к микрофону вышел актер Федор Сухов, сыгравший Алексея Пешкова в «Моих университетах». «Эта картина соединила 19 век, 80-е годы и сегодняшние 20-е годы 21-го века. Они все перекликаются, – отметил  Федор Владимирович. – Девятнадцатый век с его медленно текущим временем, 80- годы – время надежд на то, что что-то изменится, и сегодняшние непростые двадцатые годы. Соединяет их внутренний мир героя и авторов. И опять – надежда на молодых, что они ускорят время, перевернут его, что маятник качнется вправо, влево, как там у Бродского… Я благодарю Марлена Мартыновича, что он, создавая свой мир, разместил там этих людей, не подавляя их личности. И через них я ощутил мир Хуциева как живой».


Организаторы нашли фото Марлена Мартыновича в Белом зале и обещали подарить дружеский шарж Мастера тому, кто сядет на это место на юбилейном вечере в октябре.


В конце вечера мы увидели еще одну студенческую работу – по Достоевскому – «Идиот» и отрывок из картины Марлена Хуциева «Бесконечность».


«Смерть – то, что подводит меру. Всему есть мера. Каждый человек конечен, и мера, это и есть то, сколько ему отпущено. Конкретному, одному человеку, и все эти множества мер складываются в безмерность, так что – ничего страшного», – эти слова Мастера, прозвучавшие с экрана, завершили вечер, на всем протяжении которого на пианино стояла свеча, зажженная в память о нем.


Елена Ульянова, киновед

Фото Дениса Филиппенкова

1/3