© 1993-2019 Гильдия кинорежиссеров России

  • 1
  • 2
  • 3

Российский режиссер подарила директору Каннского кинофестиваля теплые варежки

27 мая 2019

Фильм нашей соотечественницы Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске» участвует во второй по значимости программе смотра «Особый взгляд».

 

«Особый взгляд» - это второй по значимости конкурс Каннского кинофестиваля. В этом году в секции представлены две российский работы – "Дылда" Кантемира Балагова и "Однажды в Трубчевске" Ларисы Садиловой. На премьере последней директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо тепло представил российского режиссера, а та подарила ему варежки, которые «снялись» в фильме. Фремо засмеялся, сказал: «Надеюсь, что это не будет расценено как подкуп». Про российский фильм здесь шутят, что только Садилова и Тарантино отважились назвать свои фильмы так банально и претенциозно - "Однажды в Трубчевске" и "Однажды в Голливуде".

Российская картина - довольно простая история о жизни двух семей, живущих в Трубчевске. В одной - муж-дальнобойщик, интеллигентная и образованная жена и взрослый сын. В другой -жена Анна, зарабатывающая вязанием, муж, служащий в местной социальной службе, свекровь и маленькая дочка. Все у обоих семей хорошо - и за этот «анти-Левиафан» Садиловой отдельное спасибо, надоело видеть в фильмах «загибающуюся» провинцию с пьющими людьми в лохмотьях. Наконец-то у героев крепкие дома, достаток, а под Новый год - красная икра на столе. Они ходят чистенькие, модненькие, хорошо одетые, а некоторые даже интересуются археологическими раскопками и иностранными языками. Но… у Анны роман с соседом-дальнобойщком и для того, чтобы быть вместе, они чего только не изобретают. Он дома говорит, что нужно ехать в Ростов, она - что сдать вязание в Москву. Муж сажает Анну на автобус в столицу. Заботливая жена готовит отправляющему в Ростов супругу еду и термос в дорогу. А любовники встречаются в условленном месте на трассе и предаются любви - когда прямо в фуре, когда в гостинице. У них действительно и страсть, и нежность - не только секс. Они ловят взгляды друг друга, улыбки, а как она его соблазняет под звуки цыганской песни...

 

Анна так больше не может, о чем постоянно говорит любовнику. В этом фильме женщины сильнее мужчин: все решения принимают они – захотела ушла от мужа, захотела вернулась. А мужчины… По сути фильм Садиловой - это "Осенний марафон" в провинциальной реальности. Дальнобойщик любит и жену, и Анну, обидеть никого не хочет, вот и мучает обеих.

Выпускница ВГИКа, учившаяся у киноклассиков Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, Лариса Садилова родилась в Брянске. Снимает свои картины в основном здесь же и по области, причем привлекает к съемкам местных жителей. В фильме «Однажды в Трубчевске» сняла изумительных старушек, которые как те пресловутые кошки переиграли настоящих актеров. Свекровь Анны - это «классика жанра», мастер говорить колкости невестке, зато сыночка своего и спать уложит вовремя, и обедом накормит. А другая бабуля, которая сдает любовникам дом, настоящий дипломат: родившаяся в 1935 году - эпоху патриархата, вынесла из жизни важные уроки: муж ругает – набери в рот воды, он покричит и успокоится. Эта женщина, вспоминающая по ходу дела войну и прячущихся на чердаке партизанов, -  явный оммаж "Калине красной", сцене, где старушка говорит о своих «сынах». В этом эпизоде и Анна со своим возлюбленным поразительно похожи на Лидию Федосееву и Василия Шукшина, и вся сцена какая-то щемащая и правдивая.

Анну сыграла Кристина Шнайдер - кустодиевская красавица, пышная и румяная, правда, разговаривает как-то искусственно. Ее мужа - Юрий Киселев, любовника - Егор Баринов, его жену очень приятная Мария Семёнова.

 

Заканчивается картина почти документальными кадрами. Трубчевск празднует годовщину освобождения от фашистов, звучит душевная музыка, люди пробуют фронтовую кашу… И герои вновь сталкиваются друг с другом после разлуки. Открытый финал. Все как в реальной жизни. Фильм и есть какой-то настоящий и, честно говоря, этим выбивающийся из фестивальной программы. Каннский зритель привык погружаться в болезненные обстоятельства с провокационными, порой шокирующими сценами. Ничего этого в «Однажды в Трубчевске» нет, оттого, наверное, картина и сорвала аплодисменты уставшей от экспериментов публики.