Человек с задатками гения, рожденный не в той стране и не в то время

21 июня 2021

В Белом зале Дома кино 16 июня прошел вечер, посвященный кинорежиссеру Василию Пичулу. За день до этого ему исполнилось бы шестьдесят, и вот уже шесть лет его нет с нами. Это не был вечер памяти, хотя многие из выступавших и говорили «светлая память Васе», это скорее был вечер воспоминаний и встречи друзей, как обычно бывает в день рождения. Пичул был светлым, как кто-то отметил, «дружественным» человеком, потому и вечер получился таким же светлым, лишь с некоторым оттенком грусти.


Говорят, гении и вообще одаренные, талантливые люди уходят рано. Поцелованных Богом Он забирает к себе в достаточно молодом возрасте. Так случилось и с Василием Пичулом, который ушел от нас на пике таланта и мастерства. Он мог мы снять еще много кинокартин, вести мастерскую во ВГИКе, мог бы, но – не сложилось. Но остались его фильмы, ставшие уже классикой советского и российского кино. Это «Маленькая Вера», «В городе Сочи темные ночи», «Мечты идиота», «Небо в алмазах» и другие, он работал и на телевидении – программа «Куклы», «Старые песни о главном», получившие ТЭФИ. И все это – талантливо, искрометно, все это – кино, даже «Куклы», резиновые монстры, как сказал на вечере Виктор Шендерович «играли, как актеры, на их резиновых лицах были эмоции». «Он действительно умудрялся снимать кино. Лучшие выпуски «Кукол» сняты Пичулом, и это кино. Он заставлял их играть. Эти резиновые изделия – огромные, латексные, почерневшие от времени, потрескавшиеся. Эта вот резина бессмысленная, они у него играли. Там были оценки, реакции, там был монтаж. Он был блестящий стилизатор. Он попадал в жанр, в ритм. В этой немудреной истории он создавал кино. Его выпуски можно показывать как образец хорошей кинорежиссуры», – отметил Шендерович. Если такими были телепередачи, то что уж говорить о кино! Пичул был талантливым режиссером, его фильмы, начиная с дипломного «Вы чье, старичье?» заставляют зрителя думать и сопереживать. Его даже во ВГИК взяли сразу после школы, что довольно редко бывает в режиссерских мастерских. Но Марлен Хуциев, а именно у него учился Пичул, что-то разглядел в этом вчерашнем школьнике с периферии и не ошибся.

Картины Василия Пичула не только талантливы, но и злободневны. Они отражают реалии бытия того времени, о котором повествуют. Реалии иногда страшные, как в «Маленькой Вере», грустно-комедийные, как в картине «В городе Сочи темные ночи», гротесковые в «Мечтах идиота». Этот фильм не поняли и не приняли, и это больно ударило режиссера, потому что картина на самом деле талантлива, интересна, необычна. По словам актера Сергея Крылова, она опередила свое время, потому была такая реакция. «Работать с ним было – наслаждение, – сказал оператор Юрий Любшин. – И эта картина была очень важным и серьезным этапом в нашей жизни. Там существовали вместе совершенно несопоставимы вещи и абсолютно разноплановые актеры, причем, все они смотрелись очень органично, и это все придумал Вася. Это гениальная картина. Просто ее не поняли, потому что он был слишком ярким, слишком интересным, а этого не любят».


В зале собрались люди, знавшие и любившие Василия Пичула, и это очень точно выразила его дочь Александра, сказав, что здесь она называет свою фамилию, и все знают ее, и знают, как она пишется и произносится, а в обыденной жизни как только эту фамилию не переиначивали. И еще – в этом зале Саша произносиля свою фамилию с гордостью, потому что не гордиться – нельзя.


Очень много говорили о фильме «Маленькая Вера», потому что в самом деле именно эта картина сделала Пичула, а также центральных актеров киноленты знаменитыми. Но точнее всех, на мой взгляд, высказался Юрий Любшин, отметивший, что в своей первой картине Пичул «показал не очень приятных героев, а они потом пришли в кинематограф и вычеркнули его оттуда». А «Маленькая Вера», в самом деле, картина о любви и ненависти, о людях, которых режиссер любил, несмотря на то, что они такие несуразные, и которые ненавидели друг друга, одновременно любя друг друга. Эта мысль тоже была озвучена со сцены, и мне она очень близка.


О Василии очень хорошо говорил и Юрий Назаров, сыгравший отца в «Маленькой Вере», и многие другие. Вел вечер однокурсник Пичула режиссер Олег Шухер, который привел слова Дмитрия Быкова, очень точно характеризующие Василия Пичула. «Он был режиссером масштабных замыслов и большого стиля, а снимать кино большого стиля в эпоху мелкого свинства немыслимо. Пичул имел все задатки гения, и у него было все, чтобы осуществиться, – все, кроме страны и времени».


Зрителям показали много интересных фотографий и отрывки из фильмов Василия Пичула, в том числе из картин «Небо в алмазах» и «Кинофестиваль», которые мало кто видел, они не были в широком прокате.


Вечер закончился в одиннадцатом часу вечера, но было ощущение, что пролетел он очень быстро, и сказана и увидена лишь малая часть того, что можно было еще озвучить и показать.

Организаторы вечера – Гильдия режиссеров Союза кинематографистов России и ВГИК им. С.А. Герасимова.


Елена Ульянова, киновед

1/2