top of page

Юбилейный вечер в честь 90-летия режиссера Игоря Масленникова

24 января 2022

Игорь Масленников народный артист РСФСР, кинорежиссер, профессор отметил свой юбилей – ему исполнилось 90 лет. 19 января состоялся долгожданный юбилейный вечер в Белом зале Центрального Дома кинематографистов – вечер воспоминаний и встречи друзей. На вечере присутствовал и сам юбиляр, житель северной столицы, подключившись по видеосвязи прямиком из Петербурга. 


Игорь Масленников человек, посвятивший всю жизнь кинематографу. Первый фильм «Личная жизнь Кузяева Валентина» родился в сотрудничестве с начинающим драматургом Натальей Рязанцевой и сокурсником по Высшим курсам кинорежиссуры при «Ленфильме» Ильей Авербахом. Наставником молодых стал выдающийся мастер, корифей, классик отечественного кино Григорий Михайлович Козинцев, которого Игорь Федорович вспоминает всегда с почтением и благодарностью. Позже Масленников руководил крупнейшими творческими объединениями «Ленфильма», создал студию «Троицкий мост», получал призы и награды престижных мировых киносмотров, был Председателем Союза кинематографистов России. Он снял более тридцати художественных фильмов и продолжает творить и сейчас. 

Вечер начался с показа отрывка из картины Александра Птушко «Золотой ключик». Персонажи на воздушном корабле отправляются вместе с советскими полярниками в страну, где «все дети учатся в школах, и славно живут старики». Живя в Ленобластив Колпино, маленький Игорь часто смотрел этот фильм и впечатления от него, от этой чудесной фантасмагории, сохранились на все годы творчества. 


Разговор с Игорем Маслениковым начался с вопроса ведущего вечера: «Есть ли любовь на свете?» Любовь, воссозданную режиссером на экране, зрители увидели в отрывках кинопрограммы. Это и девичья почти детская влюбленность Шуры и Зои в совсем недетском «Сентиментальном романе», и всепрощающая и верная любовь Ольги в «Зимней вишне», и даже страшная и грубая в «Письмах к Эльзе». Но все равно любовь. 


В этот вечер нечасто вспоминали самые известные картины Игоря Федоровича, не было ни «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», ни «Что сказал покойник?», только музыка Владимира Дашкевича, звучавшая в зале вначале, напоминала зрителям о них. Организаторы вечера решили приобщить аудиторию к картинам, которые на фоне огромной популярности оказываются несколько в тени. Это и дословное прочтение «Пиковой дамы» А.С. Пушкина, с непередаваемой атмосферой Петербурга, в котором происходит действие многих картин мастера, и, как выразился Игорь Федорович, «анти-капиталистический» фильм «Тимур и его командос», а также «Письма к Эльзе», который сам автор считает лучшей своей работой.

В зале собрались коллеги юбиляра и ученики. В том числе кинодраматург Аркадий Высоцкий и народный артист России Аристарх Ливанов. Последний, вспоминая работу с Игорем Масленниковым над фильмом «Письма к Эльзе», говорил о том, как приятно оказаться в творческой компании знающего и умеющего режиссера. Трогательным моментом стало приветствие мастера учениками, бывшими студентами ВГИКа. Масленников проработал в институте 10 лет, выпустил две мастерские кинорежиссуры. Как делится на вечере педагог, режиссер, организатор и ведущий вечера Олег Шухер, к каждому абитуриенту, а в последствии, к каждому студенту Игорь Федоровичимел особый подход, его характеристики выпускников всегда точны и доброжелательны. А среди них были такие успешные ныне режиссеры как Эдуард Оганесян, Рустам Ильясов. Программа студенческих фильмов стала второй частью вечера.


Работы хоть и ученические, но совершенно внятно демонстрирующие творческий потенциал ребят. Фильмы, в том числе «Самая красивая девушка в городе», «Замок эльфов», «Азниф», пример того, как мастер дает творческую свободу молодым режиссерам. 

Расставались с Игорем Масленниковым, когда стрелки часов приближались к одиннадцати, зал стоя аплодировал, долго и воодушевленно, а юбиляр растрогано улыбался собравшимся в зале московского Дома кино с питерского экрана. Впереди, мы уверены, новые встречи, новые творческие свершения замечательного мастера, и возраст юбиляра, здравствующего и действующего, этому не помеха.

 

Вечер подготовлен Центром творческой и методической работы Всероссийского государственным института кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК) и Гильдией режиссеров Союза кинематографистов России.


Якубович Елизавета


bottom of page