Призы кинофестиваля «8 женщин» вручены

14 марта 2022г.

11 марта в Белом зале Дома кино состоялась торжественная церемония награждения победительниц VIII Международного кинофестиваля «8 женщин», который провела Гильдия режиссеров России поддержке Филиала Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации.


Восемь – это половина бесконечности, а когда таких восьмерок много, мы однозначно получим сплошную бесконечность. А у Международного кинофестиваля «8 женщин» таких цифр целых пять – 8 фильмов в каждой программе конкурса, 8 членов жюри, 8 наград, да и сам фестиваль VIII, ну и не стоит забывать про самый весенний праздник 8 Марта, он пришелся аккурат на дни проведения киносмотра, ну или фестиваль приурочен к нему, не важно, как считать, но они точно связаны между собой, потому что во всех программах представлены фильмы, снятые режиссерами-женщинами, а иногда и женской съемочной группой – в некоторых работах и авторы сценария, и операторы, и даже композиторы – женщины. На самом деле кинематограф все больше становится женской сферой деятельности, хоть и создали его когда-то двое мужчин и все профессии в кино не имеют феминитива, в русском языке во всяком случае.


Шесть фестивальных дней запомнились насыщенной кинопрограммой, творческими встречами с авторами, дискуссиями зрителей с режиссерами и теплой дружеской атмосферой, и это неслучайно, ведь кино – искусство созидательное. Именно это отметила и руководитель Филиала Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в РФ Керстин Кайзер. «Многогранность искусства кино, которое всегда передает свой посыл всем людям, потому им проще его воспринять. «8 женщин» – это важный фестиваль. За последние годы мы много прошли и сделали вместе. Мы смотрели фильмы о жизни людей, о проблемах, о любви, об истории и об очень положительных светлых моментах», – сказала Керсин Кайзер, добавив, что она надеется на продолжение культурного диалога и новые совместные фестивали.


«Бывает, мужчины отказываются снимать фильм по тому или иному сценарию, потому что считают – он не принесет прибыли. И только женщины могу снимать кино душой и сердцем, не ради денег, а чтобы донести до зрителя какую-то важную для нее мысль», – сказала на церемонии награждения режиссер Екатерина Головня. И это – самое удивительное и важное в женском кинематографе.


По очень точному замечанию режиссера вечера Антона Хоботова, фильмы, к созданию которых причастны женщины, находят отклик в сердцах миллионов людей и вызывают огромный интерес как у зрителей, так и у критиков. Сегодня в мировом кинематографе все больше новых имен режиссеров-женщин. Они берут неоспоримым талантом, силой характера, чувством юмора и способностью к самоиронии. Женщины, сами того не замечая, меняют расстановку сил в мире кино и продолжают укреплять свои позиции.


История Международного кинофестиваля «8 женщин» продолжается, творчески процветает и получает добрые отзывы общественности, деятелей культуры и кинематографистов. Именно поэтому завершившийся 11 марта киносмотр – важнейшее событие в культурной жизни России.

В жюри фестиваля, как всегда, было восемь профессиональных кинематографистов и заслуженных деятелей искусства и культуры: журналист, литератор, кандидат филологических наук Надежда Ажгихина; композитор Андрей Батурин; кинокритик, член Киноакадемии «Ника» и Международной федерации кинокритиков и киножурналистов (ФИПРЕССИ/FIPRESCI) Виктория Белопольская; режиссер, сценарист, продюсер Екатерина Головня; актер, режиссер Алан Догузов; менеджер проектов Филиала Фонда Розы Люксембург в РФ Ольга Игнатова; продюсер, директор и продюсер Студии «Вифсаида» Филипп Кудряшов; киновед, журналист Елена Ульянова.


Оценив всю конкурсную программу: 32 фильма в четырех программах – полный метр, короткий метр, документалистика, анимация – по восемь картин в каждой, жюри вручило восемь призов.

Приз за лучший игровой фильм присужден картине Веры Сторожевой «Мария. Спасти Москву». «Мы в жюри очень разные, – отметила, вручая награду своей коллеге, Екатерина Головня, – по каким-то фильмам спорили, убеждая друг друга, отстаивая мнения, соглашаясь или отрицая. Но есть работы, которые не вызывают споров никогда и ни у кого. Так получилось и на этот раз с главным призом. Тут все члены жюри сошлись во мнении, единогласно признав работу «Мария. Спасти Москву» лучшей. Сердце сжимается, когда смотришь эту картину». Режиссер ленты поблагодарила жюри, сказав, что работа над фильмом доставила ей большую радость соприкосновения с этой историей и с теми людьми, которые были с ней рядом.

Этот фильм одновременно тяжелый и радостный, потому что героиня прошла через многие испытания, но она их преодолела, найдя веру, любовь и надежду. Случилось чудо, но душа Марии очень много потрудилась, чтобы это произошло, как и души сопереживавших ей зрителей.


Специальный приз Гильдии кинорежиссеров России достался игровому фильму «Райцентр», режиссер Наталья Назарова. Эта история о любви, взрослении, о желании чуда и об искушении. Режиссера назвала свою работу грустной комедией, в которой пять главных героев – женщина, подросток, священник, полицейский и слепой. Картина настраивает зрителя на серьезно-философский лад, но тем она и интересна.


Специальный приз Фонда Розы Люксембург получила документальная кинолента «Цветаева. Open» режиссера Аллы Дамскер о сложной судьбе знаменитой поэтессы. В России есть странная мода клеймить поэта после смерти. Цветаева в этом смысле подставилась по полной, оставив нам письма и дневники. С того момента как ее архив был открыт в 2000 году, каждый прочитавший считал себя вправе судить выносить свой вердикт. Режиссер Алла Дамскер отвечает на обвинения, брошенные в адрес Марины Цветаевой. На основе писем, дневников и архивных документов шаг за шагом раскрывается жизнь поэтессы с 1917 по 1922 год. Создатели и герои данного документального фильма делают попытку оправдать поэтессу, разобраться в логике ее поступков. Насколько убедительна их версия – решать каждому лично.


Специальный приз жюри достался фильму закрытия – «Соври мне правду» режиссера Ольги Акатьевой – картина о любви и жизни, об умении принять другого и себя самого и о том, что не все в жизни таково, каким оно нам видится. «Особенно приятно получить первый российский приз, – сказала режиссер, получая награду, – и особенно приятно получить ее на фестивале «8 женщин». Это очень точная психологическая история, рассказанная от лица женщины. Кино – это мир. Все фильмы, которые мы снимаем, особенно, когда режиссер – женщина, это фильмы о любви, о мире, о взаимопонимании, о нахождении мира внутри себя и с теми людьми, с которыми нам приходится в жизни соприкасаться».


Приз «Дебют» получила Алена Рубинштейн за картину «Флэшмоб» – милую лирическую комедию о любви, которую приятно посмотреть в канун женского праздника.

Приз за лучший короткий метр достался еще одной комедии о любви – фильму «Оливье» Натальи Лукеичевой. Эта картина – тоже дебют, о чем поведала зрителю режиссер, получая награду. «Это моя дипломная работа, первая серьезная попытка снять кино, – сказала Наталья, выразив свое восхищение женщинами режиссерами, которые « в нынешние трудные времена продолжают делать кино как искусство, а не как бизнес».


Приз за лучший документальный фильм присужден картине «8 минут до земли» режиссера Анастасии Сарычевой, где рассказано история Ларисы Савицкой, выжившей после падения с высоты более 5000 метров в результате авиакатастрофы 1981 года. «В конце фильма героиня говорит – счастье есть, и когда понимаешь, чего ей это стоило, это очень и очень дорого», – сказала Анастасия Сарычева, пожелав всем сидящим в зале счастья.


Приз за лучший анимационный фильм достался ленте «Женщина-рыба», режиссер Анна-Мария Черниговская. «Очень хочется всем пожелать принимать друг друга, выбирать близкий людей, а не принципы и конфликты, потому что мы – единственное, что есть друг у друга. Поэтому обнимайтесь почаще и любите людей».


Церемонию открытия украсили своим пением актер, композитор и певец Николай Романов и лауреат Международных конкурсов, руководитель Международного фестиваля вокального искусства «Тембр» Илья Ушуллу.


Напомни, что VIII Международный кинофестиваль «8 женщин» проходил в Доме кино с 6 по 11 марта, его цель – привлечь внимание к творчеству женщин-режиссеров, представить их фильмы, а также открыть новые имена. И это удалось организаторам киносмотра в полной мере. Праздник весны и кино состоялся.

1/5