top of page

Режиссер Владимир Макеранец отпраздновал в Доме кино свои первые 75 лет

12 июня 2022 г.

Творческий вечер оператора, режиссера, председателя Свердловской организации Союза кинематографистов России, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Владимира Макеранца по случаю его 75-летия провели в Белом зале Дома кино Гильдия кинорежиссеров России и отдел по работе с регионами СК РФ. Юбиляра тепло поздравили друзья и коллеги. Перед вечером мы побеседовали с Владимиром Ильичем о кино, Свердловской киностудии и фестивальном движении на Урале.


– Владимир Ильич, а почему вы выбрали кино, да еще в 16 лет?

– Когда я учился в 9 классе, на Свердловской киностудии объявили набор детей для съемок в фильме «16-я весна». Я решил пойти. Фотопробы прошел, а кинопробы – нет, но увидел этот мир, людей, общение, и меня затянуло. Ушел в вечернюю школу, устроился сушильщиком пленки, бегал в павильон, смотрел, как снимают. Потом из лаборатории перешел в ассистенты оператора и так далее… После армии поступил во ВГИК на операторский. На заочное отделение. Поскольку к этому времени я был уже ассистентом оператора, мне стали доверять мне камеру, я участвовал в съемке документальных фильмов и периодики. Так потихоньку я рос, снимал курсовые работы. Диплом же хотел снимать как оператор игрового кино, написал заявку в объединение «Дебют» на Мосфильме. Потом встретился с актером Николаем Гусаровым. Он мой земляк, и в тот момент заканчивал Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Ему надо было защититься, и мне тоже, мы с ним сняли фильм вместе. И так я много лет снимал как оператор, а потом решил попробовать себя в режиссуре.


– То есть вы стали оператором, а затем и режиссером игрового кино?

– Документальные картины тоже снимал, наша студия – единственная в стране, где снимали и игровые, и документальные фильмы.


– И даже мультфильмы…

– Да, анимация на Свердловской студии была просто фантастическая: и кукольная, и рисованная, то есть фильмы всех жанров. Был мультцех, очень сильная техническая мультипликация – у нас научно-популярные фильмы все были с прорисовкой.


– В Екатеринбурге проходит много кинофестивалей, и практически ко всем вы причастны. Расскажите, пожалуйста, про «Кинопробу» и про Уралкинофест. Про последний слышала от коллег, что это было что-то уникальное.

– Фестиваль «Кинопроба» родился в Свердловской организации Союза кинематографистов. Мы придумали его в формате фестиваль-практикум. За пять фестивальных дней проводится до двадцати мастер-классов, кино собирает полные залы. Это интересует молодежь интересует это, такой очень плюсовой, интересный фестиваль.

Открытый фестиваль открытого кино Уралкинофест мы провели только дважды, потому что нет финансирования. Мы много лет твердили, что Екатеринбург заслуживает серьезного фестиваля, потому что и киностудия была достаточно крепкая. И вот добились – провели. Первый раз нам помогло время появления фестиваля, это был год кино, и мы нашли финансирование. А на следующий год нашли финансирование, потому что были выборы губернатора. Выстрел был такой сильный, мы даже сами не ожидали, и много гостей, и говорили «какой у вас фестиваль!» И, к сожалению, мы не можем найти денег, а без денег его сделать невозможно. А это был очень интересный, значимый фестиваль, зрительский, продвигающий к зрителю наше отечественное кино. Там был и конкурс, и ретроспективы, и круглые столы. И полные залы…


– Жаль, что фестиваль предан забвению, но, может быть, еще не вечер, и финансирование найдется? Вам многое по плечу, и Дом кино в Свердловске – тому подтверждение. Он же у вас просто в идеальном состоянии.

– Дом кино – наша гордость.


– Владимир Ильич – вы больше четверти века руководите Свердловской организацией Союза кинематографистов России. Расскажите, пожалуйста, о трудностях и радостях этой должности.

– Да что тут рассказывать? Я на эту должность не хотел, но меня уговорили, а раз взялся – должен соответствовать. (улыбается)


– А какова сейчас ситуация со Свердловской киностудией. Несколько лет назад вы говорили, что она потеряла творческую составляющую.

– Я семнадцать лет стирал язык, доказывая, что четвертая студия в стране должна возродиться. И вот сейчас, слава Богу, есть попытка это осуществить, не знаю, что из этого выйдет. Это была единственная киностудия, которая выпускала фильмы всех жанров, и игровые, и документальные, и анимацию. Поэтому и анимация на сегодняшний день на Урале очень сильная. И фильмы были очень высокого качества, и режиссеры.

У нас было очень много корпунктов по области, и Пермь, и Тюмень и Челябинск. Был киножурнал «Советский Урал», много снимали всевозможных сюжетов, соответственно – очень крепкая режиссура и монтажеры. Надо обязательно возродить кинопериодику.


– Вам не дашь паспортный возраст, очень молодо выглядите, вы, наверное, счастливый человек?

– Конечно. Я всю жизнь снимал кино, а кино – это жизнь, и в этом счастье. Мне вообще все интересно – смотреть фильмы, читать книги. Когда я пришел на студию, мне было 16 лет, сейчас 75. Такая коротенькая вот жизнь в кино, (смеется). Я отдал 60 лет киностудии, которую сейчас ее восстанавливают, надеюсь, что это – к счастью.


Елена Ульянова, киновед

Фото – Гильдия операторов

bottom of page